Home

Advertisement

 
 
23 September 2007 @ 12:38 am
ГОРШОК КОЛДУНА  

В последнее время мне вспоминается старая история, слышанная довольно давно. Мне тогда рассказали, что был такой случай между Первой и Второй мировыми войнами. Небольшая экспедиция европейских этнографов-антропологов отправилась в Центральную Африку, чтобы изучить жизнь, быт и нравы одного малоизученного племени. Самолетов и вертолетов тогда в этих краях еще никто не видел, бензоколонок и автомобильных дорог тоже еще не построили. Путешествие было по-настоящему долгим и трудным. Вскоре после того, как ученые добрались до цели и познакомились с вождем и другими членами племени, один из этнографов тяжело заболел. У него поднялась температура, он слег и уже несколько дней не вставал, таял на глазах у своих друзей и коллег и никакие лекарства из их походной аптеки ему не помогали. Жар не проходил, а силы у больного иссякали. Есть он уже, практически, не мог, а теплое питье и холодные компрессы на лоб едва облегчали его страдания. Вывезти его туда, где могли бы помочь европейские врачи, было невозможно. Больной не выдержал бы тяжелого и длительного путешествия.

Местные жители узнали о болезни одного из белых гостей, и вскоре к нему в палатку пришел колдун племени. Он внимательно осмотрел больного и что-то сказал его товарищам. Переводчик, которого привели с собой этнографы, перевел его слова примерно в том смысле, что в белого человека вселился дух по имени  ***  (я, конечно, его имени не помню!) хорошо знакомый колдуну. Это очень сильный дух и бороться с ним очень трудно, но белому человеку повезло, потому что колдун знает, как его победить. Его научил этому отец, а отца дед и так далее, потому что все его предки были великими колдунами.

Члены экспедиции посовещались и решили, что в безвыходном положении, когда все доступные им средства уже исчерпаны, а товарищ вот-вот умрет, можно испытать возможности местного колдуна, просто как последний, пусть и призрачный, шанс на спасение больного.

Услышав, что его предложение принято, колдун ушел в свою хижину, переоделся в специальный наряд из листьев и перьев, тщательно раскрасил лицо и тело, надел колдовскую маску, разжег костер и исполнил вокруг него очень темпераментный ритуальный танец, время от времени проводя над огнем перевернутым вверх дном глиняным горшком, на стенках которого снаружи был нанесен сложный орнамент из каких-то знаков. Закончив танец, он послал куда-то помощника, и тот вернулся через некоторое время с мальчиком, который страдал сильным косоглазием. Колдун совершил над ним какой-то обряд, потом дал миску с горкой зерна и тот кувшин, с которым танцевал у костра, и усадил под ближайшей пальмой, что-то сказав строгим голосом. Мальчик сел и, взяв немного зерна из миски в рот, стал его тщательно жевать. Как следует пережевав зерно мальчик выплюнул его в кувшин и взял из миски следующую порцию. К концу дня все зерно было пережевано и переместилось в кувшин. Колдун взял кувшин, опять произнес очередные заклинания и пошел к видневшемуся на краю деревни самому большому дереву с мощной кроной, которое считалось у племени священным. Привязав горшок к стволу под кроной дерева, колдун обошел вокруг него, исполняя еще один ритуальный танец, гремя погремушками и размахивая копьем, так, что распугал всех птиц, сидевших на ветках, объявил, что останется у дерева до утра отгонять от горшка злых духов, и велел всем, кто пришел посмотреть на его действия, отправляться спать.

Утром колдун появился в палатке больного с горшком в руках. Больной был почти в бессознательном состоянии. С трудом разжав его зубы колдун запихнул в рот небольшую горсть малоаппетитной массы, вынутой из горшка, и крепко сжал челюсти больного, чтобы тот не мог выплюнуть то, что оказалось у него во рту. Через некоторое время больной сделал глоток, а колдун удалился. Минут через пятнадцать-двадцать больной заснул, во сне покрылся сильным потом и, проснувшись к обеду, попросил есть впервые за несколько дней болезни. Жар у него значительно уменьшился. К вечеру к нему опять пришел колдун со своим горшком. Вновь заставил проглотить порцию своего «лекарства». К утру жара уже не было, появился сильный аппетит. Колдун со своим горшком приходил еще несколько раз, и то, что колдун вытаскивал из него, выздоравливающий уже без страха и сомнения послушно проглатывал. Человек, который совсем недавно казался обреченным на скорую смерть, ожил и выздоравливал на глазах. Чудо африканской магии потрясло всех участников экспедиции. Все их попытки выяснить у колдуна её секрет заканчивались тем, что колдун долго рассказывал что-то о тайных знаниях его могущественных предков, волшебных способностях мальчика, взгляд которого направлен не в этот, а в их потусторонний мир, поддержке богов, прежде всего бога большого священного дерева племени, своих чудесных способностях разговаривать с духами предков и богами и упрашивать их объединить свои силы против ужасного духа, вселившегося в больного. Только с их помощью этого духа удалось победить, и болезнь закончилась.

   
             Примерно в эти же годы, точнее в 1928 году, Александр Флеминг обнаружил бактерицидные свойства плесени. Затем Говард Флори и Эрнс Борис Чейн выделили пенициллин, а уже в годы Второй мировой войны это лекарство спасло множество жизней. Без заклинаний.

 
        Когда я услышал впервые рассказ про горшок колдуна, то подумал, что он о том, как африканские колдуны опередили европейских ученых в открытии пенициллина. Вспомив его теперь, я понял, что ведь пенициллина-то они и не открыли! Могли открыть, но не открыли, поскольку не нашли в своем сложном колдовском ритуале исцеления того компонента, который, собственно, и помогал справиться с болезнью – ту плесень, которой покрывалось во влажной тени кроны большого дерева
измельченное зерно, ферментированное слюной.

Если несколько поколений колдунов уже много раз использовали такой способ лечения, то кто-нибудь  из них заглядывал в горшок хотя бы из любопытства! Заглядывал и видел там пережеванное зерно, покрытое плесенью. Искал чуда, поэтому не мог понять, что эта плесень и есть чудо. Чтобы понять это , нужен был разум и здравый смысл ученого вместо жажды чуда первобытного человека. Иначе в горшке колдуна видно всего лишь  пережеванное зерно. И какую-то ПЛЕСЕНЬ.

   
            В
1945 году Флеминг, Флори и Чейн были удостоены Нобелевской премии в области физиологии и медицины. То, что её не получил африканский или еще какой-нибудь колдун все-таки справедливо.

Либо колдовство, либо открытия!

 
 
( Post a new comment )
gleza[info]gleza on November 21st, 2007 11:05 am (UTC)
Но, заметьте, колдун строго соблюдал технологию - пусть даже под видом обряда ))
Ваша история несет в себе двойной смысл: первый - чудес не бывает, есть только наука. Второй - если обряд кажется тебе абсурдным, глупым или странным, все равно следует его придерживаться, потому что на самом деле он - замаскированная технология для получения необходимого результата.
Представьте себе, если бы друзья больного заявили, что они - атеисты, материалисты, в духов и колдунов не верят и поэтому не хотят, чтобы их друга (атеиста и материалиста) лечил какой-то колдун да еще кормил бы его всякой заплесневелой пакостью? Повели бы себя как пионерка Варя из знаменитой баллады Багрицкого? Поните?

"Тихо подымается,
Призрачно-легка,
Над больничной койкой
Детская рука.

"Я всегда готова!" -
Слышится окрест.
На плетеный коврик
Упадает крест"
[info]rock_25 on November 22nd, 2007 09:58 pm (UTC)
Так я же все продумал (это же модель): и время, и место, и детали, - чтобы все выглядело правдоподобно!

Это вообще очень важная вещь в передаче информации - защита от искажений (помехоустойчичость) с помощью избыточности кода. Ведь мифы - и есть способ избыточного кодирования некоторых инструкций для их передачи из поколения в поколение. Мой колдун воспроизводит, следуя мифологической конструкции, некоторую последовательность действий, ведущую к определенному (кем-то когда-то случайно полученному) результату. Миф требует точного и СЛЕПОГО выполнения этих действий (приписывая им некоторый магический смысл, облегчающий запоминание всех шагов, но при этом в реальном мире они имеют вполне реальные же следствия). Он не допускает никаких вопросов "а зачем?", или "а почему?". Именно поэтому то, что калдун делает, - не наука (по критерию Поппера). Главное, что миф - не предполагает и не требует никакого ума и глубоких знаний у исполнителей закодированных в нем инструкций. Это - способ передачи инструкций "дуракам и невеждам". Его недостаток в том, что "дураки и невежды", не понимая действительной природы мифологизированных инструкций, не делают различий между существенными (для достижения результата) и случайно включенными в ритуал действиями. Слепое выполнение исключает поиски подлинного смысла и возможности улучшения метода достижения нужного результата, и "дураки" готовы их выполнять даже тогда, когда реального смыла в этом и нет.
gleza[info]gleza on November 23rd, 2007 12:02 am (UTC)
Ого! Модель!
Правдоподобно, да, не скрою. Я даже поверила.
Кстати, у нас в кино главное - чтобы было правдоподобно. Может вам в сценаристы пойти? Могу поспособствовать. В частноти, этот пост мог бы стать неплохой основой для документального фильма - если бы он был правдой )))
[info]rock_25 on November 23rd, 2007 09:28 am (UTC)
Ну, конечно, модель!
Просто я тут иногда описываю в "синтетических образах" те проблемы, которые всплывают в общении с разными людьми, в том числе и в LJ.
Одна из очень глубоких и серьезных - тотальная мифологизация мышления и восприятия реальности (с непременным прославлением такого подхода, как "высшего"). Причем "развитие" идет в сторону повышения "уровня" мифологизации: пропагандируются мифы о мифах, созданные на основе мифов.
В сценаристы мне можно будет пойти только в другой жизни :) В авторы сюжетов (на полстранички) - легче, но у нас это, по-моему, не очень востребовано. Да и способен на это, наверное, каждый первый!
gleza[info]gleza on November 23rd, 2007 09:52 am (UTC)
Самое сложное в нашем деле - это написать заявку )) Те самые "полстранички". А ведь именно их и читают продюссеры (сценарии целиком никто не читает).
Так что далеко не "каждый первый" ))
А насчет мифов - ох, как вы правы. Я сейчас с переменным успехом занимаюсь демифологизацией декабристов, на пару с одной докторшей исторических наук. (скромно потупив глаза) Кстати, дама считаете, что во мне пропал дар исследователя и предлагает написать статью для научного сборника ))
Так вот с чем я столкнулась - некоторые мифы при столкновении с правдой жизни не только не разрушаються, а наоборот - застывают, как бетон или эпоксидная смола.
[info]rock_25 on November 24th, 2007 08:21 am (UTC)
Вот и напишите статью. Не пропадать же добытым знаниям!

А мифы пользуются успехом ровно до тех пор, пока не затрагивают жизненно важных интересов (или не влияют на жизненно важные процессы). Если человек (или группа людей вплоть до всего человечества) продолжает следовать мифу вопреки опыту и здравому смыслу в ущерб себе - он долго не протянет. Это уже нужно бы считать болезнью.

Мифы про декабристов - не влияют непосредственно на жизнь современного человека, поэтому их разрушить, конечно, трудно. Но делать это надо, хотя бы "для профилактики". Тем более, что все время появляются сочинители новых мифов, которые, к тому же, неплохо продаются с выгодой для авторов. 18-го ноября в Доме книги на Новом Арбате я случайно (частично) видел встречу Александра Бушкова с читателями. Он, оказывается, и про декабристов насочинял кучу небылиц http://zhurnal.lib.ru/m/mazurin/ocherk.shtml!
[info]hacker.klever.net on July 12th, 2008 05:37 pm (UTC)
Не то, чтобы Вы были неправы, но, мне кажется, Вы не справедливы к роду колдуна (хотя, наверное, справедливы к его племени).

То, что сделали предки колдуна — вполне научно. Они обобщили наблюдения, обнаружили эффект, построили гипотезу, создали эталонную ситуацию, проверили экспериментально. Что произошло дальше — сказать трудно. Может быть субсидии на фундаментальные исследования урезали вместе с головой исследователя, может ещё какие социальные факторы препятствовали продолжению исследований, а может исследования и вели, Вы же не знаете насколько упростился ритуал со времени открытия.

Кроме того, когда открыли эффект и нашли его применение, то, разумеется, сразу появились ремесленники. Может, род колдуна, как раз никакого отношения к фундаментальным исследованиям и не имел, а может просто переквалифицировался в управдомы. Кроме того, ритуалы важны и в современной практической медицине — если не врачу, то пациенту.

В общем, в известном смысле, Ваше «либо колдовство, либо открытия» — это упрёк Архимеду, что он не открыл законы Ньютона.
(no subject) - [info]rock_25 on July 14th, 2008 07:20 am (UTC)
[info]hacker.klever.net on July 14th, 2008 07:32 am (UTC)
К Архимеду могут быть претензии, что он не открыл, но его не упрекнуть в том, что он не открывал.

Конечно, Вам, как автору, виднее, пытались ли они анализировать и раскрывать механизмы, но история в Вашем изложении говорит лишь о том, что они не раскрыли. Возможно, в результате инцидента, сходного с Сиракузским (вариант урезания головы я уже предлагал). Всё-таки, описанный Вами алгоритм достаточно минималистичен, что наводит на мысль о том, что они пытались выявить действующий компонент.

Ну и, опять же, колдуны — ремесленники, поэтому я говорил, что Вы несправедливы не к колдуну, а к его роду, в котором, похоже, были пытливые умы (по-моему, по крайней мере, я так говорил).
[info]rock_25 on July 14th, 2008 11:16 am (UTC)
Для меня-то все-таки существенно различие между повторением стереотипа и разумным (в том числе и творческим) осознанным применением понимания механизмов явлений. То есть условная дихотомия "инстинкт-разум". Я исходил из того, что мировоззрение, в основе которого лежит мистическое восприятие мира, не благоприятсвует его рациональному изучению. Зачем, например, изучать "небесную механику", если планетами "ДВИЖЕТ БОГ"?! Кто "движет" тот и "знает" как (и зачем!!!) это делается, а нам остается благоговеть перед ним.
А что касается конкретной рассказанной (сочиненной) истории, то уж тут каждый может её интерпретировать сам. "Сказка - ложь, но в ней намек..." :)))
[info]hacker.klever.net on July 14th, 2008 12:02 pm (UTC)
Ну да, когда Льва Николаевича спросили «правильно ли я понял Анну Каренину», тот не дождаясь подробностей сказал: да, но не все её должны понять так же. Вот и я тоже — интерпретирую ;-)

А что до движения планет, то тут я себе это иначе представляю: сначала вскрик «планеты движутся», а от него стрелочки в сторону тупиковой ветви про Бога, потом (помните/знаете как Фейнман описывал возможную теорию: the planets go around the sun because all planet matter has a kind of tendency for movement, a kind of motility, let us call it an "oomph," this theory could explain a number of other phenomena as well) в сторону Умфа, который требует дополнительного исследования и уточнения, и в сторону производителей солнечных часов, которые, пользуются этим эффектом.

И в этой картинке место находится и для инстинка и для разума и для страсти к познанию и инженерной практичности. А мистическое восприятие — это восприятие Умфа, про которого пока ничего, кроме того, что он Умф не ясно.
[info]rock_25 on July 14th, 2008 07:59 pm (UTC)
Все так! Вот Фейнман-то и иронизировал всю жизнь над попытками таких "обяснений". Сам их очень не любил и других людей, заменявших объяснения развешиванием "ярлыков с надписями", активно высмеивал. Как и в Вашей цитате (у него таких и близких по смыслу по смыслу фраз много). Беда-то в том, что Фейнмана, увы, уже нет, а глупости,которую он очень едко и остроумно высмеивал, меньше не становится. Более того, вооруженная современными техническими средствами (то есть, собственно, наукой) она становится агрессивнее. А возвращаться к объяснению всего с помощью "умфа" сегодня, означает отрицать всю нашу науку (как метода, или совокупности методов, исследования мира). То, что этот этап развития был пройден в прошлом, вовсе не дает ему права на существование в настоящем. И не может служить оправданием сегодня. Вы бы хотели, чтобы Вас лечили от всех болезней кровопусканием, как несколько сот лет назад? А ведь иногда помогало!
[info]hacker.klever.net on July 14th, 2008 08:06 pm (UTC)
Конечно, возвращаться к умфу — не дело. Но честно ли рассматривать предков колдуна в контексте нашей цивилизации? Просто для них этот этап оказался ещё не пройден, но вполне возможно, что они старались и рады бы его пройти.

Да, многие сегодня скажут, что колдуны мудры, а мы не слушаем голос предков и прочее на эту тему. Я, разумеется, не с их позиций выступаю.
[info]rock_25 on July 14th, 2008 08:43 pm (UTC)
Ну, наша наука - и есть отрицание "колдовской практики". Если б колдуны "старались" понять, чем, собственно, они лечат, то им бы пришлось создать научный метод и перестать быть колдунами. О том и речь...

Смешные вещи происходят, когда пытаются усидеть "на двух стульях" сразу, да еще и пропагандируют свои мистические (или вообще бредовые) взгляды с помощью электронных сетей, которые в современном виде основаны, например, на созданной больше пятидесяти лет назад квантовой теории транзистора...
[info]hacker.klever.net on July 14th, 2008 08:50 pm (UTC)
Боюсь, медицина — не самый удачный пример. Всё-таки в практической медицине консервативность понятна, а колдуны — именно практикующие врачи, а не исследователи. Но на соседней ветке вполне мог висеть брат колдуна, исследователь, благодаря которому из ритуала уже были исключены предварительное вывешивание косого мальчика за ноги на час просушиться, а так же четыре куплета заклинания, про которые экспериментальным путём удалось выяснить, что они не влияют на лекарственные средства препарата.

Да, про этих мне всегда вспоминается Губерман:

Решив служить — дверьми не хлопай,
Бранишь запой — тони в трудах,
Нельзя одной и той же жопой
Сидеть во встречных поездах.
[info]rock_25 on July 15th, 2008 07:33 am (UTC)
Все-таки современная медицина уже далеко ушла от кровопусканий... То, что отдельные врачи могут иметь какие-то предрассудки, - их частное дело. Известно, что среди летчиков-испытателей - очень многие суеверны. Это человеческая слабость психологически служит для подавления страха ("связывание тревоги"). Из этого вовсе не следует, что авиация основана на вере в мистику и колдовство. У врачей потребность в связывании тревоги не меньше. Разница только в том, что врачи тревожаться не за свою жизнь и здоровье, а за жизнь и здоровья своих поциентов, которые от них зависят.В любом случае, самая лучшая защита от тревоги - точные знания и умение ими пользоваться.
[info]hacker.klever.net on July 15th, 2008 07:41 am (UTC)
Так я говорил не о предрассудках, а о консервативности. То, что нам кажется предрассудком, пытливый ум с ветки может рассматривать как пока что недостаточно изученный эффект.
[info]rock_25 on July 15th, 2008 11:12 am (UTC)
Предрассудки "истинны" только для тех, кто их разделяет. С соседней ветки их прекрасно можно отличить от "недостаточно изученного эффекта"! Только вот объяснить это тому, кто в него верит, трудно (часто просто невозможно). Так же как человек с абсолютным музыкальным слухом не может объяснить тому, кто его не имеет, что орать нараспев или бить по клавишам - еще не значит "петь" и "играть", а тем более, "создавать новое направление в музыке".

Рассказы цитированного Вами Ричарда Фейнмана о "науке по-бразильски" и о жителях Океании, строивших имитацию американской авиабазы из бамбука и дерева, чтобы снова вернулись самолеты, есть в книге "Вы, конечно, шутите мистер Фейнман!" (Surely, you are joking Mr. Feynman!), и Вам, конечно известны.
[info]hacker.klever.net on July 15th, 2008 11:21 am (UTC)
Это всё правда. Я немного о другом говорил. Ну например, сначала ничего не думали, потом стали думать, что нужно, чтобы всё было всегда стерильное, потому что микроб несёт болезнь, потом догадались, что он должен нести болезнь, чтобы иммунная система формировалась. Конечно, можно потом сказать, что страсть к стерилизации — предрассудок, но это не полне справедливо, у неё были свои, вполне разумные причины.

Да, "cargo cult science" у меня всё это время вертится в голове, но мне кажется, что я таки не совсем о том.
[info]hacker.klever.net on July 15th, 2008 11:51 am (UTC)
Да, вот в чём существенная разница: Cargo cult закрывает глаза на то, что самолёты не прилетают, не анализирует результаты эксперимента и не пытается, соответственно, внести в эксперимент коррективы. У наших героев, как я понимаю, техника стабильно работает, поэтому фундаментальные исследования вполне могут до поры до времени не отражаться на, собственно, практике врачевания. При этом, вполне вероятно, что они себя вели бы так же, если бы рецепт шамана не помогал. И тогда, конечно, это был бы Cargo cult в чистом виде.
[info]rock_25 on July 15th, 2008 01:45 pm (UTC)
Sic!
[info]rock_25 on July 14th, 2008 07:32 am (UTC)
К Архимеду могут быть "претензии" за то, что он не изобрел матанализ (до Ньютона и Лейбница), к чему он был очень близок :)) Если бы не гибель при завоевании Сиракуз, он, возможно, продвинулся бы дальше в этом направлении.

Колдуны в этой истории обнаружили эффект, но не провели его научный анализ и не раскрыли механизм возникновения обнаруженного эффекта. Это не просто "недоработка": это принципиально иной метод. Так можно закрепить схему действий и условий воспроизводства эффекта, но нельзя его сознательно совершенствовать. Так примерно отобранный и закрепленный эволюцией инстинкт позволяет насекомым выполнять довольно сложные последоватьльности действий, ведущих к определенных условиях к определенному результату. В изменившихся условиях они делают то же самое, хотя результат при этом и не может быть достигнут. Изменить свои действия сообразно новым условиям они не в состоянии. У них слишком жесткая "программа". Инстинкт - не разум!
 

Advertisement